Каталог:
Покупателям

    Статьи:
    Новости:
    Подписаться на новости:
    или RSS 2.0
    (пусто)
     

    Светостойкость струйных чернил.

        Многократные попытки экспериментально ответить самому себе на вопрос, «какие чернила лучше» для меня длительное время было основаны на основе всем известных фактов. «На выцветание чернил влияет ультрафиолет и кислород».

        Что собственно и делалось, а именно – на УФ лампе 15 Вт на близком расстоянии, около 2 см., располагался распечаток и минут сорок экспозиции. Почему сорок, потому что оригинал по оригиналу за меньшее время не выцветает (оригинальные Epson чернила на оригинальной Epson бумаге).

        Запах, извините вонь, стояла не выносимая. Ну как еще сероводород может пахнуть? В прочем оригинал, в этом смысле, показал очень скромные результаты. Что собственно и позволило сделать предварительный вывод о различной природе вещества из которых состоят оригинальные и, как не странно, почти все не оригинальные чернила.

        Позже научился и без запаха определять, так сказать «не оригинальные, но практически не уступающие оригиналу» чернила. Достаточно в не большое количество чернил капнуть, что ни будь из бытовой химии типа «Domestos». Черный оригинал практически не реагирует с такой химией, а вот все остальные просто через несколько минут становится прозрачными. Правда, все это справедливо для водных чернил.

        И так -  распечатал, посветил  УФ, замерил i1 (спектрофотометром), сделал вывод.

        Все просто, УФ лампа  ускоряет процесс выцветания - факт известный всем, распечатываю истинными цветами  на оригинальной Epson бумаге - научился, прибор есть - да собственно и без него все видно.

        Но что-то не то, совсем не сходится с реальной жизнью.  На фотографиях распечатанных не оригинальными чернилами  явно выцветает, в первую очередь, черный цвет, иногда вообще в ноль, а под УФ лампой он самый устойчивый. Конечно, выгорает все и черный тоже, но гораздо меньше чем все остальные цвета.

        Ответ на этот вопрос был получен в результате эксперимента, так сказать, «выцветание в естественных условиях», короче на окне. Были сделаны распечатки всех истинных цветов оригинальными чернилами и различными производителями не оригинальных чернил. Все это на картон и на окно. Ультрафиолета  понятно никакого, два стекла от улицы разделяют, прямое солнце иногда не долго светило потому что время года не всегда солнечное да и  Уфа не Краснодар.

        Итак, 9 (девять!!!) месяцев. Почему девять, ну не знаю, может аналогии какие-то из жизни сопоставил, а вообще-то ждал когда оригинальные чернила выцветут настолько, чтобы видно было и без прибора. Конечно, делал замеры промежуточных результатов и остались в темноте контрольные экземпляры всех образцов, но вывод однозначный: выцветает все, но в первую очередь не оригинальный черный.

        Если другие цвета  не оригинальных чернил ну хоть как то соизмеримы с оригиналом и можно их сравнивать, то черный вообще без сравнений собственно и мерить нечего -цветовой контраст, очень плохо.

        Зато все сошлось, черные чернила выгорают «на окне» и на фотографиях, а светить ультрафиолетом, мягко говоря, некорректно. Почему так получилось, конечно, можно найти объяснение, но однозначно: делать тесты на выцветание для ускорения УФ нельзя.

        На картинке ниже все видно,  понятно без текста. Данные абсолютно реальные, без какой либо коррекции. Чернила тоже реальные, не смотря на условные названия. Пока не хочу портить имидж не оригиналов, впрочем, как выяснилась позже, примерно они все одинаковые по отношению к оригинальным чернилам. Хотя между собой  встречаются  c отклонением значительно больше  3-4 dE.

        Если УФ нельзя то как можно? Проработка этой темы в интернете показала, что промышленные  установки солнечной радиации (камеры светового старения) построены на ксеноновых лампах. Что и было сделано.

        Две автомобильные ксеноновые лампы на 5000 0К установлены в ящик облицованной матовой керамической серой плиткой со сквозной вентиляцией и после замера спектра всего этого еще было установлена еще галогенка, чтобы поднять инфракрасную составляющую. Спектр получился, конечно не дневной, но достаточно широкий в нем есть и УФ и ИК.

     

        Так вот контрольный эксперимент  в такой  камере светового старения  с образцами, аналогично вышеописанного эксперимента «на окне», показал очень схожие результаты, с той лишь разницей, что ждать надо не 9 (девять) месяцев, а всего несколько суток. В жизни бы так!

        В данной статье на  этом можно и остановиться, но подкрепить выше написанное как нельзя лучше чем изложением экспериментально полученных результатов в виде графической визуализации. Реальные чернила, реальных производителей без всякой подтасовки.

        Немного по подробней как все это делалось.

        Для испытаний все  чернила «брались из первых рук», не из Китая-Кореи конечно, а от первого импортера, чтобы исключить так называемый «местный разлив».

        Истинными цветами (не смесевыми) печатались образцы программой Frogmore Raw Print и BRS_test  на оригинальной фотобумаге  Epson Premium Glossy Photo Paper 255г/м2 принтером Epson Stylus Photo T50. Стабилизация (сушка) происходила  не менее трех суток. Далее образцы помещались выше описанную камеру светового старения и через соответствующий промежуток времени указанный на графиках, спектрофотометром i1 (eye-one) производился замер dE по контрольным образцам, соответствующих чернил.

        Для не подготовленного читателя напомню, что dE  это «параметр, характеризующий качество печати –цветовом пространстве  Lab. Характеризует отклонение воспроизводимого цвета в печати от цвета образца. Измеряется с помощью спектрофотометра».

        Считается что dE меньше 3 – неразличимо, от 3-4 очень слабо или почти неразличимо, от 4-8 отчетливо различимо, больше 8-цветовой контраст.

        Что такое цветовое пространство  Lab –эта тема  не в рамках этой статьи.

        Технически образцы испытывались не все одновременно, и произвести замеры точно в заданном интервале времени не представляется возможным, поэтому часть данных пришлось экстраполировать, привязывать к существующим точкам отсчета времени. В остальном никаких допущений все как есть.

        Все очевидно. Можно ответить на вопрос в самом начале статьи «какие чернила лучше?» если, конечно, вообще есть такой ответ.

        Светостойкость одна из самых основных характеристик чернил, но не единственная. Помимо абсолютных значений dE очень важно еще и скорость выцветания различных цветов чернил одного производителя. Если скорость выцветания различных цветов существенно разная, то по мере старения(стабилизации) неизбежно будет появляться дополнительный фон. Например Magenta  условно выгорела, а Cyan ещё нет то общий фон станет с оттенком Cyan. В идеале все цвета должны выцветать одновременно.

        Ниже показаны графики тех же данных что и выше, но по каждому производителю.

     

     

        Итак, имея данные о выцветания во времени и относительно каждого цвета чернил можно сделать вывод о цветоустойчивости, но  ответ на вопрос «какие чернила лучше?» откладывается и будет продолжен в следующей статье после рассмотрения таких свойств как вязкость и собственно хроматические (цветовые) свойства чернил.

     

      

                 Н. Суханов     06-06-2012г.

    inkpro@yandex.ru