Каталог:
Покупателям

    Статьи:
    Новости:
    Подписаться на новости:
    или RSS 2.0
    (пусто)
     

    Вязкость чернил струйных принтеров.

     

        В предыдущей  статье о светостойкости чернил  нет данных о каких свойствах чернил как ВЯЗКОСТЬ.  Чернила в прямом смысле связаны с цветом, по определению, и как правило когда оценивают  эту субстанцию то имеют ввиду ширину цветового охвата, динамический диапазон и т.п. что собственно связано с цветом.

        Это конечно все  правильно, на то она и краска, но это все не имеет ни какого смысла если принтер «пылит», постоянно забиваются дюзы головки, а то и вовсе не печатает. Или другая крайность- принтер весь в красочной пыли. А какие недоумения приходится испытывать, особенно продавцам перед покупателями, когда распечатанные фотографии, на глазах, по мере высыхания, из довольно таки приличных, за несколько минут превращаются в инклюзивную дизайнерскую работу с явной ассоциацией с цветами радуги.

        Не все выше написанное, но многое объясняется вязкостью чернил.

        Каждый из нас конечно понимает, что густые не текут, жидкие растекаются, а вот как бы подойти с научной точки зрения, замерить эту вязкость для начала оригинальных чернил для эталона, затем и всего остального.

        Процесс измерения вязкости довольно простой. В начале, чтобы нащупать так сказать суть,  я применял относительный метод измерения вязкости, относительно вязкости оригинальных чернил.

        Устройство представляло из себя 10мл. шприц с длинной иглой и внутренним диаметром 1 мм. Такие иглы продаются для заправки картриджей бывшей фирмы SkyHorse ныне Revcol. Итак наливаем в шприц 10мл. исследуемого образца жидкости и замеряем время 1 минуту за которое жидкость свободно вытекает.

        Таким образом, было перемерено большое количество чернил, в том числе и оригинальных. Картина стала ясная и вывод однозначный: почему-то (просто удивительно) оригинальные чернила как из картриджей, так и из баночек для Epson L800, все имеют одинаковую вязкость 3 мл. в остатке. А вот «не оригинал» показал существенный разброс даже не в процентах, а кратно! Мало того что вязкость существенно различается у разных производителей, еще есть сильный разброс в пределах одного «автора».

        Каждый может повторить вышеописанный способ и открыть для себя много нового, а вот написать обзорную статью с научной точки зрения, используя медицинский шприц, как то не серьезно. Так вот и я сменил шприц на вискозиметр типа ВПЖ-2, не сложный и не дорогой прибор который измеряет вязкость уже в абсолютный единицах в мм2/с.

        Точность, конечно, повысилась, но основополагающий вывод остался такой же - у «оригинала» вязкость одинаковая во всем, у остальных тот же разброс, но не в разы, а в десятки процентов, что понятно тоже не мало.

        Принципиальная разница между шприцом и вискозиметром в том, что из шприца чернила выливаются в никуда, а в вискозиметре в сообщающий сосуд. Это я пишу для тех кто хочет все это повторить. И еще небольшое уточнение : в вискозиметре измеряется время  за которое вытечет жидкость из мерного объема.

        Выше написанное имеет отношение к вязкости, а ниже изображенное конкретные цифры реальных чернил.

     

        Пояснения : два Hameleon потому что одни чернила из литровых, а другие из 20л. канистр. Test – сам не знаю что такое (просто просили протестировать). InkTec –E0010 причем новая серия где особенно черный цвет существенно жиже своего предшественника той же серии (замена чернил произошла где-то в начале 2012г.)

        График ниже то же самое, но в процентах отклонения от оригинальных чернил.

       Да, имеет место существенное отклонение от вязкости оригинальных чернил даже у одного производителя. А собственно, какой предел возможного?

       Минимальная температура работы принтера Epson P50 /L800 указанная на сайте www.epson.ru и не только там, равняется 10 0С, максимальная 35 0С. Возможно, японские инженеры, создавая такие и ему подобные аппараты, руководствовались понятиями «русская зима» и японским «харакири», но  при 10 0С  длительно печатать можно разве только в валенках и варежках. Возможно, такой широкий температурный рабочий диапазон  свидетельствует  о качестве японской техники. Настораживает фраза  в инструкции по эксплуатации принтера. Дословно: «Количество отпечатков может зависеть от типа изображения, используемых настроек печати, типа бумаги, частоты использования устройства и температуры». Видимо при высокой температуре, когда понижается вязкость, чернила  расходуется больше, что конечно ведет к уменьшению количества отпечатков и наверно к ухудшению их качества, должны  же куда-то деваться чернила. Тем не менее, раз заявлено производителем такой интервал температур то проверим вязкость оригинальных чернил в этом диапазоне.

       Среднее значение вязкости  при температуре 25 0С около 3,0 мм2/с, при 10 0С - 4,5 мм2/с, при 35 - 2,2 мм2/с, в процентах относительно вязкости при 250С  +50%  и  -27% соответственно.

       На этикетке отечественного производителя чернил SUN flower указан состав чернил: деонизированная вода, глицерин, краситель, добавки. Зависимость от температуры глицерина и воды  показана на графиках:

       Если вязкость воды изменяется примерно на 20% в интервале 20-300С, то глицерин в том же диапазоне  в три раза! Понятно ,что чернила не полностью состоят из глицерина, но как говорится «есть заявочка» на существенное изменение вязкости чернил от температуры, если уж не оригинальных чернил, то  китайских уж точно. Критерий истины – опыт, что и было сделано.

       Не смотря на разброс вязкости отдельных цветов даже одного производителя в целом отношение между значением вязкости при 20 и 30 0С  у разных чернил не сильно отличаются и составляют порядка 1,32-1,35 раз и это подтверждает, что оригинальные чернила никакими уникальными свойствами вязкости по отношению к «не оригиналам» не обладают.

       Как видно, из вышеприведенных графиках  вязкость почти всех не оригинальных чернил, весьма существенно, отличаются от оригинальных. Это вовсе не означает, что их нельзя применять. Я бы поставил вопрос по-другому: «в каком  температурном интервале  можно использовать не оригинальные чернила»?

       Уточним  интервал вязкости которую имеют оригинальные чернила. При 100С - 4,5 мм2/с, при 350С - 2,1мм2/с.

       Рабочий температурный интервал 10-35 0 С установленный фирмой Epson очень большой. Другая крайность вышеупомянутая в статье отечественная фирма SUN которая установила значение +20 0С … +24 0С (чернила производства конца 2010года). Почему так и как  практически выдержать такую температуру внятного ответа представители фирмы не дали.  При этом никакими уникальными свойствами вязкости эти чернила не отличаются от своих собратьев.  Реально 20-270С  вполне достаточно, а в предельное значение вязкости в этом диапазоне практически укладывается каждый производитель, но существенный разброс между цветами одного производителя характеризует его, мягко говоря, не как пунктуального исполнителя, а скорее как не добросовестного по принципу как получилось  так и пойдет. Еще есть фактор это естественная испаряемость. Чернила в процессе эксплуатации будут густеть, а если вязкость на пределе  еще и в начале эксплуатации, то не трудно догадаться что будет через несколько месяцев или недель.   

       Теоретически рассуждать о рабочем температурном диапазоне, соответственно и о вязкости, можно долго, основываясь на точных значений измерений характеристик чернил  Epson  и не оригинальных  производителей , используя свой личный опыт и понятия, но не было бы продолжение статьи без  поставленного эксперимента по существу, а именно:

       Было сделано шесть (оказалось достаточно) чернил, скорее смесей с различной вязкостью, а именно 2,4,  2,8,  3,3,  4,0,  4,5,  5,6 мм2/с. Чистая вода и глицерин свершили свое дело.  Последовательно этими чернилами сделаны контрольные распечатки, и по визуальному восприятию собственно и определены границы допустимых значений вязкости.

       Пояснения:

       В каждом ряду шесть значений вязкости чернил, каждый ряд соответствует размеру точки чернил большая, средняя, маленькая.

       Как видно в первом ряду принтер с чернилами вязкостью 5,6 начинает печатать прерывисто.

       Во втором ряду отдельные точки чернил с вязкостью 2,4 и 2,8 фактически сливаются. С вязкостью 4,5 и 5,6 наблюдается и слияние и пропуск. Лучший результат 3,3 и 4,0.

       В третьем ряду размер точки минимальный (1,5 пл.) приемлемый результат до 3,3 включительно.

       Итоговый вывод : значение вязкости должно быть около 3-3,5 мм2/с. При большем 3,5 меньшем 3,0 значении принтер печатает, но как?

       Тестирование проходило на трех принтерах, чтобы исключить особенности конкретного экземпляра: новый  Epson L800, не старый (не было сброса памперса) Epson P50, и пятилетний «доходяга»,  Epson T50, но рабочий.  Конечно, были  отклонения,  тем не мене принципиально получился один результат.

       На графике зависимости вязкости от температуры оригинальных чернил, построенного на экспериментально полученных данных, видно, что значению вязкости в пределах 3-3,5 мм2/с соответствует температура примерно 20-25 0С. Вот собственно опытным путем получен ответ на вопрос, в каком температурном диапазоне должен работать принтер на оригинальных чернилах. Спорить с утверждением фирмы Epson, что принтер должен и будет работать от 10 до 35 0С не буду, даже подтверждаю, но максимальное качество будет при 20-25 0С.  Как тут не вспомнить отечественного производителя чернил SUN. Именно у них на банке с чернилами указана температура эксплуатации 20-24 0С. Надо же как случайно совпало.

       А как быть с не оригиналом?

       Соответствие температуры значению вязкости 3-3,5 можно определить из графиков, но проблема не в том как определить, а где найти такого производителя удовлетворяющего данным требованиям. Приходится искать какой то компромисс между качеством и тем что имеем.

       Все вышесказанное, не смотря на то, что получено экспериментальным путем, больше имеет отношение к теоретически предельному, прогнозируемому качеству конечного изображения,  чем к практическому. К примеру, ну будет «растекаться» черный, а на конкретной фотографии его вообще нет. Или качество исходного изображения на порядок хуже чем может распечатать принтер. Мельчайшие детали, особенно женского портрета, да еще крупным планом, отнюдь не свидетельствуют о качестве струйной печати. А размытое изображение с плавными переходами иногда смотрится гораздо лучше резкого.

       Последний абзац  очень похож по смыслу на описание достоинств праворульного автомобиля в Росси, и как быть с фразой  о «превращении распечатанных фотографий в инклюзивною дизайнерскую работу с явной ассоциацией с цветами радуги» в начале статьи? Не возможно построить профиль когда чернила перемешиваются и  совсем не подчиняются правилам профилировщика? А как выразить и в чем нервный срыв тех людей которые печатают, точнее должны печатать, а не могут, «деньги» (фотографии за деньги)? Не добавит и жизнерадостности не внятное бормотание инженера по ремонту принтеров типа «до какой же степени можно изгадить принтер чтобы он весь покрылся красочной пылью».

       Есть еще один подход : «ну и что» и «все равно» особенно когда сказать нечего. Можно ничего не менять и не знать, работать по старинке, как раньше,  но очевидно, что с некоторыми чернилами лучше дела ни когда не иметь,  в смысле коммерции.   

     

    Н.Суханов   27-06-2012г.

    inkpro@yandex.ru